В марте, как известно, два литературных праздника – День писателя и День поэзии. Так вышло, что именно в марте у меня получилось посетить несколько литературных вечеров. Что-то было запланировано заранее, а что-то возникло совершенно неожиданно. Я постараюсь понемногу рассказать о каждом из вечеров, на которых мне довелось побывать.
5 марта. Вечер первый
Я узнала о том, что Русская община Латвии организовала литературный вечер под названием «Поэтический перекрёсток. Воспоминания о гражданской войне в России 1917-1922 гг.» буквально утром того же дня – то есть за несколько часов до мероприятия. Время на раздумья было мало, но решила – иду обязательно!
К моему приходу в киноконцертном зале Дома Москвы уже собралось несколько десятков человек. Вечер начался с того, что на экране (зал ведь киноконцертный) под песню группы «Любе» «Русские рубят русских» поплыли кадры из кинофильмов, так или иначе связанных с темой революции и гражданской войны – «Тихий Дон», «Адмирал» и др.
Затем на сцену вышли ведущие вечера. И они не просто вели вечер, а перед каждым номером программы рассказывали о событиях тех лет – что происходило в стране, какие личности появлялись на страницах истории России. Прозвучали цитаты Ленина, Троцкого, Керенского, Ильина, Горького, Колчака… Исторические экскурсы сменялись чтением стихов поэтов, в чьём творчестве нашли отражение события тех лет… Блок, Маяковский, Есенин, Бунин, Гиппиус, Северянин… и многие другие. Поэтические номера перемежались танцевальными и песенными.
Благодаря умело составленному сценарию, буквально каждое действо на сцене вставало точно на своё место, дополняло, добавляло оттенков и эмоций… И вот именно такой ракурс позволил нам, зрителям, подметить – как менялось настроение поэтов… Как на их творчество влияла та историческая обстановка, в которой они жили… Как многие из них зажигались в этой обстановке перемен и, разочаровавшись, сгорали…
Грустно и горько было слышать имена поэтов, чьи судьбы были смяты колесницей революции…
В конце вечера все участники концерта вышли на сцену под аплодисменты зрителей. Кстати, исполнителями всех номеров программы были старшеклассники рижских школ. Отрадно было смотреть на этих молодых мальчиков и девочек и понимать, что, благодаря своим родителям и педагогам, они не теряют связь с русской культурой. Возможно, будущее отдалит их от родины предков, но хочется верить, что в глубине души каждый из них сохранит зёрнышко русской культуры, русского слова.
6 марта. Вечер второй
В отличие от предыдущего вечера, этот был из тех, что планировался заранее. Уже давно мелькали в Риге афиши, анонсирующие моноспектакль актёра Анатолия Белого «Судеб связующая нить».
На афишах-то значился моноспектакль, а в аннотации к концерту говорилось немного другое – в исполнении актёра прозвучат стихи разных поэтов. Так оно и было.
Анатолий Белый представил зрителям свой проект под названием «Кинопоэзия». Но это не поэзия из кинофильмов, а минифильмы, а точнее некий видеоряд, иллюстрирующий стихотворение. Ну, как бы видеоклип. В каких-то таких видеозарисовках того или иного стихотворения участвовал и сам Анатолий Белый, а в нескольких мы слышали стихи разных поэтов в исполнении его коллег-артистов – Марии Мироновой, Артура Смолянинова, Агнии Кузнецовой и других. Этот проект не нов, но интересен – оживление поэзии с помощью видеоряда производит интересное впечатление и показывает стихи с каких-то необычных ракурсов.
И, конечно, со сцены звучало живое и настоящее поэтическое слово в исполнении Анатолия Белого. Стихи Маяковского, Пастернака, Мандельштама и других поэтов в сочетании с мастерством актёра производило сильное впечатление!
Честно признаюсь, я не могу сказать однозначно – понравился мне это концерт или нет. Пожалуй, меня удивил выбор стихотворений. Но, безусловно, впечатление этот вечер произвёл! Впрочем, сам Анатолий вначале как раз и сказал, что он нам представит то, что сейчас ему наиболее близко по настроению, по восприятию… Судя по подбору произведений и авторов… ох, и намешано сейчас у него в душе – лиризм и ирония, сумбур и порядок… Спасибо артисту, что позволил нам немного побродить по комнатам своей души!
21 марта. Вечер третий и четвёртый
Так получилось, что не просто на один и тот же день, а именно на День поэзии пришлись два интересных литературно-музыкальных мероприятия! Мне повезло, конечно, что оба проходили по очереди в одном и том же месте – в Доме Москвы.
Первое мероприятие, анонсированное как вечер-беседа, было снова организовано Русской общиной Латвии и называлось «Как наше слово отзовётся». Это была действительно беседа – беседа поэтов со зрителями. Ведущим вечера был поэт, писатель, общественный деятель Вячеслав Евгеньевич Алтухов. Он цитировал стихи поэтов-классиков русской литературы, он читал свои стихи, он представлял нам, зрителям, своих коллег – русских поэтов Латвии, которые выходили на импровизированную сцену и читали свои произведения. И каждый выступавший неизменно подчёркивал, то, о чём так часто говорится и на собраниях «Ладоги» или «Глагола» — о том, как важно понимать, ЧТО мы пишем, что хотим сказать своими стихами, в какие слова мы облекаем свои мысли.
В программе вечера были и музыкальные номера – звучали песни и романсы, как популярные и всем знакомые, так и те, что были написаны на стихи поэтов, присутствующих в зале.
Честно скажу, вечер мне очень понравился. Кроме того, что мне было просто интересно увидеть и услышать поэтов Латвии, мне ещё и сама атмосфера вечера навеяла такое близкое и родное, домашнее и тёплое – атмосферу наших «ладожских» собраний или же литературных мероприятий, проводимых в одном из залов Художественной галереи или в Музее истории города Лобня. За неполные два часа я словно побывала в знакомом месте… Пусть я была всего лишь зрителем, но… мне и этого было довольно. Было хо-ро-шо!
Ну, и не выходя из здания Дома Москвы и примерно час пересидев в здешнем кафе, я, а точнее мы (ко мне присоединился супруг) пошли в киноконцертный зал, где уже понемногу собиралась публика в ожидании концерта. А концерт был не простой! Дело в том, что уже традиционно в рамках весенней сессии Международного фестиваля дипломных спектаклей театральных вузов Stanislavsky.lv студенты 4-го курса Театрального института имени Б. Щукина при Государственном академическом театре им. Е. Вахтангова представили исполнительский вечер «ХХ век в стихах и песнях».
Режиссер – художественный руководитель курса, заслуженная артистка России Анна Дубровская. Перед началом концерта она рассказала зрителям о том, что мы услышим и увидим. О том, что идея подобного вечера родилась из этюдных зарисовок, занятий по сценической речи и вокалу. Можно сказать, что этот концерт объединил все эти творческие наработки студентов «щуки».
В программу вошли стихи таких поэтов, как: Александр Блок, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Марина Цветаева, Роберт Рождественский, Иосиф Бродский, Давид Самойлов, Владимир Маяковский и других.
В эту чудесную поэтическую вязь, под аккомпанемент фортепиано и альта, очень уместно вплелись известные всем романсы Булата Окуджавы, Александра Вертинского и Леонида Филатова. А закончился концерт музыкальным блоком, где звучала музыка И. Дунаевского – песни из знакомых всем нам кинофильмов.
По моим ощущениям, первые несколько номеров были немного осторожными что ли… И молодые актёры, как будто аккуратно прощупывали реакцию зрителя, и мы, зрители, поначалу присматривались к выступающим. Но этот момент «присматривания» длился, я повторюсь, буквально 2-3 номера. Потом ребята явно освоились и так «раскачали» зал, что каждый номер заканчивался аплодисментами и криками браво.
Ярко и задорно, серьёзно и грустно – волна эмоций шла со сцены в зал, и из зала – снова возвращалась на сцену. Молодые лица, голоса, энергия – всё это заряжало зрителей. Кстати, прозвучали и стихи Марии Петровых – поэтессы, о которой совсем недавно можно было прочитать у нас на сайте в очерке Е. Борисовой «Не скрыть врождённый дар – он слишком ярок…».
А ещё меня, кроме всего прочего, разбудоражили слова песни из репертуара П. Лещенко «Я тоскую по родине»:
Я тоскую по родине,
По родной стороне моей.
Я теперь далеко-далеко
В незнакомой стране.
Я тоскую по русским полям.
Мою боль не унять мне без них.
И по серым любимым глазам,-
Как мне грустно без них…
Признаюсь честно — напевала её несколько дней!
Финальная музыкальная часть концерта получилась просто феерической – песни из старых советских кинофильмов, музыка Дунаевского в сочетании с энергией молодости – это было что-то необыкновенное. Мы и хлопали, и подпевали (песни-то всем известны!). Одно слово – восторг!
И даже сейчас, просматривая программку прошедшего концерта, я мысленным взором вижу всех исполнителей – настолько живым и ярким получилось их выступление! Хотелось бы от всей души пожелать каждому из молодых артистов удачной творческой судьбы, реализации в профессии и востребованности! Мне кажется, у них всё получится!
27 марта. Вечер пятый
«Женщина, которая поэт» — так назывался концерт, проходивший так же, как и предыдущие, в Доме Москвы. А героиней этого вечера – женщиной-поэтом была Лариса Рубальская.
Думаю, что буквально всем известны песни на стихи Ларисы Алексеевны! Это и романс «Напрасные слова» в исполнении А. Малинина, и залихватская «Угонщица» в исполнении И. Аллегровой и песня «Транзитный пассажир», исполненная ею же. Песни на стихи Л.А. Рубальской давно и прочно поселились в репертуарах многих наших звёзд эстрады.
Мы решили, что пойдём на этот концерт буквально за день до него – просто захотелось чего-то спокойного, знакомого и доброго. И не ошиблись – вечер таким и получился! Ларисе Рубальской удалось так провести свой концерт, что создавалась ощущение сопричастности – мы, зрители, практически участвовали в диалоге с поэтессой, и этот концерт был выстроен героиней вечера так, словно мы пришли к ней в гости, сидим, беседуем — о жизни, о любви, о разном…
Лариса Алексеевна не только читала свои стихи, но и с юмором, возможно, и присочиняя, рассказывала нам о каких-то забавных и интересных эпизодах своей жизни – как жилось, как возникли в её жизни не только стихи, но и началась работа с музыкантами, которые многие её произведения превратили в песни. Простые тексты, искренность и доброжелательность в каждой строке – это действительно подкупает и запоминается.
Кстати, Лариса Рубальская выступила перед нами не только как поэт, но и как исполнитель песен на свои стихи, не без юмора отметив, что поёт она так себе («как бы пою» (с)) и надеется, что мы примем такую вот авторскую трактовку известных песен («как бы пение» (с)). И мы приняли, ведь исполнялось-то с душой, а такое – дороже самого профессионального вокала!
С концерта мы возвращались в приподнятом настроении, и ещё у меня в сумке был «трофей» — книга стихов и прозы Ларисы Рубальской с её автографом!
Вот таким получился у меня март. Вообще, март был, конечно же, наполнен разнообразными событиями и делами, но литературной составляющей в нём оказалось больше!